Елена Лоптева – молодой учитель из Кикнура. Свой профессиональный путь девушка начала еще в 2015 году, освоив специальность педагога в Вятском государственном гуманитарном университете.
Во время учебы в вузе Елена дополнительно успела получить специальность логопеда-дефектолога и затем работала в одном из детских садов в Кирове. Как признается сама Елена, педагогические навыки ей пригодились и в хобби, которое в скором времени переросло в успешно развивающееся собственное дело.
Год назад Елена вернулась на малую родину в Кикнур. Первое время она работала логопедом в качестве самозанятой. Открыла собственный кабинет, где также проводила подготовительные занятия для будущих первоклассников. В августе прошлого года Елене позвонил директор школы и предложил стать классным руководителем.
- На тот момент у меня уже была работа, которая приносила мне удовольствие, и самое главное, результаты, поэтому на предложение директора я сначала ответила «нет». Но, подумав и все окончательно взвесив, все-таки решила попробовать и согласилась поработать в школе. О своем решении еще ни разу не пожалела, - говорит молодой учитель.
Елена работает с 4 классом, где учится 30 ребят, он самый большой в школе. Педагог быстро нашла подход к ученикам и считает, что за это время ей удалось сплотить ребят, сделать их командой единомышленников. У класса уже есть общее достижение – победа в федеральном проекте «Орлята России».
- Лидерство – это одно из многих качеств, которые я хотела бы развивать в детях. Участвуя в проекте, вместе с ребятами мы поэтапно прошли программу по внеурочной деятельности, а это семь содержательных треков, направленных на развитие социальной активности ребенка и его умение действовать в команде. Финальное задание проходило в режиме онлайн. Нам нужно было разработать школьное мероприятие с нуля. Дети все сделали сами, я их только иногда направляла, - рассказывает Елена.
В жюри находилось более ста экспертов со всей России в области образования и воспитания. Они оценивали командную работу ребят, их сплоченность и решительность. По итогам конкурсных испытаний победителями стали 84 класса из 39 регионов Российской Федерации, в их числе два класса от Кировской области. Ребята вместе с классными руководителями бесплатно поедут на море – на тематическую смену во Всероссийском детском центре «Орленок».
Несмотря на небольшой педагогический стаж Елена решила участвовать в областном конкурсе «Учитель года» в номинации «Молодой классный руководитель».
- Моя задача – мотивировать ребенка на добрые дела и поступки, научить детей слушать и слышать друг друга. Чувствую, что могу это сделать, потому что вижу результат своего труда. На победу в конкурсе не рассчитываю, но если выиграю, то буду твердо знать, что двигаюсь в верном направлении. Детей надо зажигать, и я это делаю, - убеждена молодой педагог.
Номинация, на которую заявилась Елена Лоптева, – новая для областного конкурса педагогического мастерства. В Год педагога и наставника конкурс решили расширить, чтобы отдельно отметить молодых специалистов. Среди новых номинаций также «Молодой воспитатель года» и «Молодой учитель года».
Это одна из мер поддержки начинающих педагогов в нашем регионе. В районах знают и о других мерах. Так, в Кикнуре ждут молодого специалиста, который приедет в рамках федеральной программы «Земский учитель», рассказала Елена Лоптева. Ее коллегам предоставляется служебное жилье и 100%-ная компенсация на оплату коммунальных услуг.
В этом году приняты и другие важные для учителей решения. С января зарплаты всех категорий педагогических работников выросли на 11%. Кроме того, для молодых специалистов сейчас предусмотрены доплаты к окладу в течение первых трех лет работы.
- Это гарантированные специализированные выплаты для начинающих педагогов, которые с этого года включены в систему оплаты труда, - пояснила директор Слободской гимназии Злата Баранова.
В ее гимназии эта мера тоже используется. Среди получателей – учительница начальных классов, которая пришла в образовательное учреждение в рамках исполнения договора о целевом обучении.
- Целевой набор оцениваю положительно – для системы образования это один из реальных путей получить востребованных специалистов, и эффективность от этого подхода, наверное, даже больше, чем от всех остальных. Однако само целевое обучение – лишь первый этап, дальнейшее уже зависит от руководства школы: помогут ли молодому сотруднику освоиться на новом месте, окажут ли методическую поддержку и в целом помощь в профессиональном становлении. Это очень важно, чтобы выпускник не разочаровался в своем выборе, а закрепился в образовательном учреждении, ведь педагогическая работа трудная, молодым людям на первых порах тяжело, им требуется помощь во взаимодействии с родительским сообществом, которое бывает настороженным по отношению к молодому учителю без опыта, - отмечает Злата Баранова.
В целом переоценка отношения к педагогам и их труду сейчас выходит на первый план, добавила директор Слободской гимназии. Из законодательства исключено понятие образовательной услуги, в разработке находится закон о защите чести и достоинства учителей, который может быть принят уже до конца года.
Председатель Кировской областной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ Таисия Макеева, в свою очередь, оценила уже принятые изменения в законодательстве о целевом наборе.
- Целевое обучение использовалось и до этих изменений, чтобы подготовить кадры для определенного предприятия или отдаленного населенного пункта. При этом учащиеся получали меры поддержки, при выходе на работу новых сотрудников обеспечивали жильем. Сейчас время диктует свои требования, мы их видим в новом законе. Главное, чтобы они выполнялись, потому что это крайне необходимо: очень многие выпускники не устраиваются по полученным педагогическим специальностям, а мы в итоге фиксируем нехватку практически всех учителей-предметников, учителей начальных классов. Надо понимать, что для выпускника целевой договор – это гарантия трудоустройства. Если проводить параллель с советской системой распределения, все, кто получал образование за счет бюджета, понимали, что должны отдать долг государству, которое вложилось в их обучение. Поэтому выпускники Кировского педагогического института, который фактически готовил кадры для всей страны, понимали свою ответственность и без вопросов отправлялись работать по распределению, и многие оставались там, куда их направили – от Казахстана до Магадана и Камчатки, - выразила свое мнение Таисия Макеева.
Профсоюз продолжает поддерживать молодых учителей, добавила Таисия Алексеевна. В Кировской области создано 27 Советов молодых педагогов. Те, кто уже вышел из их состава по достижении 35-летнего возраста, становятся наставниками для начинающих специалистов.
- Важно, чтобы педагоги знали о мерах поддержки и пользовались ими. В феврале мы увеличили «подъемные» для молодых учителей, которые приступают к работе сразу после обучения. Сейчас главное, чтобы этот закон выполнялся, и мы как депутаты должны не только держать реализацию этой меры на контроле, но и информировать жителей наших округов о новых возможностях, получать от них обратную связь, что еще необходимо улучшить в плане социальных гарантий. Тем более, что в последнее время мы уделяем кадровому обеспечению особое внимание. Это важно для социальной сферы и для развития экономики в целом, поэтому парламентарии не могут оставаться в стороне, - подчеркнул Председатель Законодательного Собрания Кировской области Роман Береснев.