Мы продолжаем публиковать выдержки из рефератов сотрудников МЧС, принимающих участие в акции «Памяти бессмертные страницы».
"В Красную Армию моего дедушку Геннадия Николаевича Попова призвали в августе 1942 года. На тот момент, когда получил направление на учебу в одно из подмосковных офицерских училищ, ему не исполнилось еще и 18-ти лет, - рассказывает сотрудница отдела кадров Главного управления МЧС России по Кировской области Ирина Попова. - На службу он попал в пехотные войска.
Воевал пулеметчиком в 86-м стрелковом полку, входившем в состав знаменитой 180-й стрелковой Киевской краснознаменной ордена Суворова, ордена Кутузова дивизии на Втором Украинском фронте. Участник Сталинградской битвы, положившей начало массовому изгнанию фашистов с советской земли, он освобождал от врага Украину, Молдавию, Румынию, Венгрию, Чехословакию. И везде его пулеметный взвод был на переднем огневом рубеже.
«В бою за д. Гречаны взводу младшего лейтенанта Попова была поставлена задача огнём из пулеметов сопровождать пехоту на рубеж атаки и прикрывать правый фланг. Во время атаки рота залегла под сильным огнем пулемётов и минометов противника. В это критическое время позицию за пулемётом лично занял командир взвода и меткой стрельбой подавил три вражеских точки. Противник перешел в контратаку, но в это время пулемет товарища Попова открыл такой сильный и меткий огонь, что противник оставил на поле боя 23 трупа и вынужден был отказаться от контратаки», было написано в представлении младшего лейтенанта Г.Н. Попова к награждению орденом Красной Звезды.
В марте 1944 года дивизия, где воевал дед, форсировала Днестр и вступила на молдавскую землю. С боями гнала врага до Румынской границы, участвовала в Ясско-Кишиневской операции. Под Яссами взвод младшего лейтенанта Попова, продвинувшись вглубь вражеской обороны, оказался отрезанным от своих и попал в плен. Месяц они были в плену. Не смирившись со своим положением, бежали из лагеря, вышли к своим. Но за это время командование части уже успело отправить домой похоронку. Сколько страданий принесла эта маленькая бумажка родным. Успокоились только тогда, когда получили с фронта письмо от самого деда, где он и рассказал о своих злоключениях.
А фронт, между тем, продвигался все дальше и дальше на Запад. «Позиции приходилось менять часто»,- рассказывал дед. «У нас было четыре пулемета «Максим». Они легко разбирались и собирались, и мы их носили на себе. Станок весил 50 килограммов, тело - 26. Третий человек нес коробки с пулеметными лентами. Выйдем на позицию, роем окопы, устанавливаем пулеметы – к бою готовы. Не успеешь окопаться – ты хорошая мишень для врага. Как-то было, что прошелся немец автоматной очередью по моим ногам, да, видно, я в рубашке родился: шинель вся в дырках, а в ноги ни одна пуля не попала».
Но не все пули и осколки пролетали мимо. Три раза дед был ранен. А один осколок так и остался с ним на всю жизнь. Иногда он его беспокоил, напоминал о страшной войне, боевой молодости.
Закончилась война для лейтенанта Попова в Чехословакии. За ратный подвиг, помимо ордена Красной Звезды, он был награжден медалями: «За отвагу», «За боевые заслуги», «За взятие Будапешта», «За взятие Праги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.». Домой дед вернулся только в 1946 году ".
Летела с фронта похоронка
На молодого пацана,
А он живой лежал в воронке…
Ах, как безжалостна война!
Степан Кадашников
Добавить комментарий